Дума городского округа Город Чита

Дума городского округа "Город Чита"
Официальный сайт

наш твиттер добавить в избранное
Анонс
10.12.2018
Заседание комитета Думы городского округа "Город Чита" 10.12.2018
7.12.2018
Заседание Думы городского округа "Город Чита" 13.12.2018
27.11.2018
Информация о проведении общероссийского дня приема граждан в День Конституции Российской Федерации 12 декабря 2018 года
21.11.2018
План календарных мероприятий, проводимых Думой городского округа в декабре 2018 года
Объявления
26.11.2018
О бесплатном пункте подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Актуально
30.11.2018
О круглосуточной горячей линии министерства здравоохранения Забайкальского края
30.11.2018
«Вместе мы сможем больше»
23.11.2018
Задача - расселить горожан из аварийного дома. О решениях Думы
23.11.2018
Дума городского округа утвердила Стратегию развития Читы
23.11.2018
В Чите будет создан кинологический питомник
23.11.2018
Жители Антипихи не должны остаться без тепла. Решение Думы Читы
23.11.2018
Бюджет Читы за 9 месяцев: социальные обязательства выполнены
23.11.2018
В Устав Читы внесены изменения
21.11.2018
Благодарим вас, депутаты!
16.11.2018
За год в три раза сократилось количество незаконно установленных рекламных конструкций на территории Читы
Генеральный план городского округа «Город Чита»
20.06.2012
Ссылка

Чтобы местное самоуправление стало сильнее

17.06.2015

В Новосибирске в рамках   ежегодного  отчетно –выборного собрания Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов состоялась конференция руководителей муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока на тему  «Современная ситуация в местном самоуправлении России и задачи АСДГ».  Читу представлял заместитель председателя Думы городского округа «Город Чита» Александр Зенков. Своими впечатлениями об итогах конференции  он делится с  пользователями нашего сайта.

- Александр Петрович, как известно, на конференции был сделан анализ действующих моделей органов местного самоуправления, структур управления городов. Каков главный вывод?

- На сегодняшний день структура управления  муниципалитетами  может быть представлена пятью моделями. Первая – та, что и раньше работала:  избранный  горожанами мэр и   избранные депутаты на основе разных систем выборов . Со временем появились и другие модели, структуры  органов местного самоуправления . Главное, участники конференции пришли к выводу: какие бы модели ни появлялись, все равно со временем  произойдет возврат к самой первой модели: избранные горожанами мэр и представительный орган власти , то есть, избранные депутаты по одномандатным округам. Вот эта модель была признана лучшей моделью во все времена. Лучшей, прежде всего, для самих горожан, ради которых и работает власть, эта модель требует действительно участия жителей города , а не так, как сейчас:  действующие сегодня управленческие структуры внедрены в практику муниципалитетов под сильным  давлением государственной власти, об этом говорили многие. Пройдут годы, и мы вернемся к первой модели.

- Но как тогда быть  со стратегией сильного независимого самоуправления, которая определялась высшим эшелоном власти несколько лет назад?

- Вокруг этой проблемы и выстраивались все дискуссии. В частности, ссылались на майские Указы Президента страны, в которых говорилось  не только об укреплении позиций местного самоуправления , его самостоятельности и независимости, но и о том, что для этого государство обеспечит должную финансовую основу.

- Но этого не произошло…

- Не  хочу, чтобы у пользователей нашего сайта складывалось мнение, что весь сарказм данного интервью направлен в адрес Президента России. Цели и задачи, поставленные в программных посланиях Владимира Путина, были правильными и ожидаемыми органами местного самоуправления. Задачи были поставлены. Но как они исполнены? Дело, все –таки, в реформаторах , принявших Федеральный закон №136  в дополнение ФЗ № 131 « Об общих принципах организации местного самоуправления». Если принять корректирующие меры, местное самоуправления из автономного института публичной власти постепенно перейдет в территориальную структуру региональной власти.

- В чем основные просчеты  корректирующего базовые законы местного самоуправления Федерального  закона № 136?    

- Действительно, он вызвал разочарования. Участники конференции подвергли резкой критике  этот закон, существенно урезавший  конституционные права  местного самоуправления.  За полгода  его действия практически на всей территории Российской Федерации внедрена такая управленческая структура:  глава города избирается депутатами  из своего состава, а руководитель администрации – конкурсной комиссией . И многие подвергают сомнению такую схему на  основе практических примеров.

Вместо обещаний по поводу сильного местного самоуправления, напротив, за полгода муниципалитеты стали более слабыми,  у них изъято множество ключевых полномочий. Всем известен печальный пример с муниципальным  здравоохранением…Его попросту разрушили, передав в подчинение краю, и, что хуже всего, процесс продолжается. Или взять другую архи проблему:  по –прежнему  в большинстве городов  у органов местного самоуправления нет права распоряжаться землями, собственность на которые не разграничена.  Получается трагикомическая ситуация: «cапожник без сапог». Но есть и положительные примеры: Хабаровский край, Новосибирская область вновь эти полномочия «отвоевали»,  сделав  вывод, что ситуация, когда не разграниченными землями распоряжались субъекты федерации (в нашем случае – правительство края) –ошибочна. Это заявление  на конференции сделали и руководители государственной  власти, и руководители  муниципалитетов. Мне  тоже довелось выступать по этому вопросу, высказался однозначно: хозяином земли, на которой расположен городской округ и должен быть  сам городской округ.  Это мнение отражено в резолюции конференции.

Обсуждали также такую проблему: у некоторых муниципалитетов, помимо здравоохранения,  даже были отобраны права  ведения   дорогами, рынками, наружной рекламой и даже кладбищами.  Полномочия  были переданы субъектам, крутятся  достаточно большие деньги, и все это было признано ошибочным.

- Как на совещании  была оценена новая  схема власти в большинстве муниципалитетов?

- Как говорили коллеги на совещании, руководители администраций, избранные на конкурсной основе, - практически люди  губернатора. При этом можно найти и положительные примеры, где есть нормальное взаимодействие администрации города с государственной властью –субъектом федерации, хотя таких случаев совсем немного. Сегодня деятельностью муниципалитетов практически   « дирижируют» через инструмент финансирования  субъекты  федерации. Заставляя их жить по остаточному принципу. Никто не смог на совещании поделиться  опытом бюджетом развития, практически все из выступающих вынуждены жить на средства бюджетов выживания.

В резолюции отразили необходимость увеличить  долю налоговых отчислений и сборов, которые собираются на территории того или иного муниципалитета в пользу самого муниципалитета. А не так,  как происходит сейчас:  большее из того, что зарабатывают российские города, питает бюджеты вышестоящих уровней. В ответ же мы получаем субвенцию, которая удовлетворяет нужды муниципалитета лишь в мизерной части. О какой независимости муниципалитетов в такой ситуации можно вести речь?!

-  На конференции речь шла и о проблемах, связанных с военведом. Упреков в его адрес много, но военвед не принимает кардинальных действий…

-  И здесь уже не срабатывают просто эмоции: ах, как не прав военвед,  нужны кардинальные меры, Вы правы.  Например, своим коллегам я рассказал об истории «с бородой»:  в поселке  Антипиха  нам переданы в оперативное управление военведом жилые дома, социальные объекты, но земля под этими домами принадлежат  не нам, городскому округу.  И мы не можем построить  детский сад или произвести благоустройство, ведь министерство  обороны разрешения не дает.  И у многих такие проблемы. Так, мэр  Новосибирска Анатолий Локоть привел такой пример: конечная остановка маршрутных такси подходит к воинской части, необходимо оформить разворотное кольцо, но это сделать невозможно: земля военведа, хотя она и не используется. В Красноярском крае, Омской области, в других регионах – такие же проблемы. Хотя земля эта никак не используется.  Проблема здесь -  в эффективном использовании земли: не можешь пользоваться, значит, плати за это, как все, налог за землю. Тем более, что требования межевания земель и уплаты земельного налога содержатся в Указах Президента России.

- Сказано на конференции о многом. Но близко ли до практического воплощения всех предложений, которые прозвучали на конференции?

- Думаю, что –то удастся решить, дело во времени, обозначенные проблемы объективны и  есть люди, умеющие их решать. В Государственной Думе сегодня много представителей местного самоуправления . В общественном совете при Президенте страны и Председателе Совета Федерации  работают и влиятельные  представители Ассоциации Сибирских  и Дальневосточных городов, среди них  Владимир Городецкий, Александр  Соколов, Анатолий Михалев, многие другие Члены АСДГ. Тем более,  что в резолюции конференции есть конкретные предложения,  как укрепить  позиции местного самоуправления,  названы конкретные ведомства и структуры,  которые обязаны принять соответствующие меры. И об этом мы поговорим в следующий раз.

Беседовала Лариса Семенкова, пресс – секретарь Главы городского округа «Город Чита»

← ПредыдущаяСледующая → Назад