Дума городского округа Город Чита

Дума городского округа "Город Чита"
Официальный сайт

наш твиттер добавить в избранное
Анонс
21.05.2018
Заседания комитетов Думы городского округа "Город Чита" 24.05.2018
21.05.2018
План календарных мероприятий, проводимых Думой городского округа в мае 2018 года
21.05.2018
План календарных мероприятий, проводимых Думой городского округа в июне 2018 года
Актуально
18.05.2018
От кого зависит чистота города?
15.05.2018
Горячая линия Минздрава Забайкалья официально запущена в Чите
11.05.2018
Александр Прокопенюк: « Мы с вами в ответе за город!»
10.05.2018
9 мая 2018 года. У Вечного огня. Фоторепортаж.
10.05.2018
8 мая 2018 года. Церемония возложения цветов к памятным доскам Героев Советского Союза маршала Георгия Жукова и генерала армии Петра Белика. Фоторепортаж.
3.05.2018
Островок из детства скоро появится в Ингодинском районе
3.05.2018
И снова здравствуй, эстафета! Три тысячи бегунов объединила 67-я первомайская эстафета в Чите
28.04.2018
На благо города и горожан. Каким был 2017 год в деятельности представительной власти Читы?
27.04.2018
Дума Читы поддержала решение Совета Думы городского округа
27.04.2018
Бюджет Читы откорректирован
Генеральный план городского округа «Город Чита»
20.06.2012
Скачать

Чтобы местное самоуправление стало сильнее

17.06.2015

В Новосибирске в рамках   ежегодного  отчетно –выборного собрания Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов состоялась конференция руководителей муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока на тему  «Современная ситуация в местном самоуправлении России и задачи АСДГ».  Читу представлял заместитель председателя Думы городского округа «Город Чита» Александр Зенков. Своими впечатлениями об итогах конференции  он делится с  пользователями нашего сайта.

- Александр Петрович, как известно, на конференции был сделан анализ действующих моделей органов местного самоуправления, структур управления городов. Каков главный вывод?

- На сегодняшний день структура управления  муниципалитетами  может быть представлена пятью моделями. Первая – та, что и раньше работала:  избранный  горожанами мэр и   избранные депутаты на основе разных систем выборов . Со временем появились и другие модели, структуры  органов местного самоуправления . Главное, участники конференции пришли к выводу: какие бы модели ни появлялись, все равно со временем  произойдет возврат к самой первой модели: избранные горожанами мэр и представительный орган власти , то есть, избранные депутаты по одномандатным округам. Вот эта модель была признана лучшей моделью во все времена. Лучшей, прежде всего, для самих горожан, ради которых и работает власть, эта модель требует действительно участия жителей города , а не так, как сейчас:  действующие сегодня управленческие структуры внедрены в практику муниципалитетов под сильным  давлением государственной власти, об этом говорили многие. Пройдут годы, и мы вернемся к первой модели.

- Но как тогда быть  со стратегией сильного независимого самоуправления, которая определялась высшим эшелоном власти несколько лет назад?

- Вокруг этой проблемы и выстраивались все дискуссии. В частности, ссылались на майские Указы Президента страны, в которых говорилось  не только об укреплении позиций местного самоуправления , его самостоятельности и независимости, но и о том, что для этого государство обеспечит должную финансовую основу.

- Но этого не произошло…

- Не  хочу, чтобы у пользователей нашего сайта складывалось мнение, что весь сарказм данного интервью направлен в адрес Президента России. Цели и задачи, поставленные в программных посланиях Владимира Путина, были правильными и ожидаемыми органами местного самоуправления. Задачи были поставлены. Но как они исполнены? Дело, все –таки, в реформаторах , принявших Федеральный закон №136  в дополнение ФЗ № 131 « Об общих принципах организации местного самоуправления». Если принять корректирующие меры, местное самоуправления из автономного института публичной власти постепенно перейдет в территориальную структуру региональной власти.

- В чем основные просчеты  корректирующего базовые законы местного самоуправления Федерального  закона № 136?    

- Действительно, он вызвал разочарования. Участники конференции подвергли резкой критике  этот закон, существенно урезавший  конституционные права  местного самоуправления.  За полгода  его действия практически на всей территории Российской Федерации внедрена такая управленческая структура:  глава города избирается депутатами  из своего состава, а руководитель администрации – конкурсной комиссией . И многие подвергают сомнению такую схему на  основе практических примеров.

Вместо обещаний по поводу сильного местного самоуправления, напротив, за полгода муниципалитеты стали более слабыми,  у них изъято множество ключевых полномочий. Всем известен печальный пример с муниципальным  здравоохранением…Его попросту разрушили, передав в подчинение краю, и, что хуже всего, процесс продолжается. Или взять другую архи проблему:  по –прежнему  в большинстве городов  у органов местного самоуправления нет права распоряжаться землями, собственность на которые не разграничена.  Получается трагикомическая ситуация: «cапожник без сапог». Но есть и положительные примеры: Хабаровский край, Новосибирская область вновь эти полномочия «отвоевали»,  сделав  вывод, что ситуация, когда не разграниченными землями распоряжались субъекты федерации (в нашем случае – правительство края) –ошибочна. Это заявление  на конференции сделали и руководители государственной  власти, и руководители  муниципалитетов. Мне  тоже довелось выступать по этому вопросу, высказался однозначно: хозяином земли, на которой расположен городской округ и должен быть  сам городской округ.  Это мнение отражено в резолюции конференции.

Обсуждали также такую проблему: у некоторых муниципалитетов, помимо здравоохранения,  даже были отобраны права  ведения   дорогами, рынками, наружной рекламой и даже кладбищами.  Полномочия  были переданы субъектам, крутятся  достаточно большие деньги, и все это было признано ошибочным.

- Как на совещании  была оценена новая  схема власти в большинстве муниципалитетов?

- Как говорили коллеги на совещании, руководители администраций, избранные на конкурсной основе, - практически люди  губернатора. При этом можно найти и положительные примеры, где есть нормальное взаимодействие администрации города с государственной властью –субъектом федерации, хотя таких случаев совсем немного. Сегодня деятельностью муниципалитетов практически   « дирижируют» через инструмент финансирования  субъекты  федерации. Заставляя их жить по остаточному принципу. Никто не смог на совещании поделиться  опытом бюджетом развития, практически все из выступающих вынуждены жить на средства бюджетов выживания.

В резолюции отразили необходимость увеличить  долю налоговых отчислений и сборов, которые собираются на территории того или иного муниципалитета в пользу самого муниципалитета. А не так,  как происходит сейчас:  большее из того, что зарабатывают российские города, питает бюджеты вышестоящих уровней. В ответ же мы получаем субвенцию, которая удовлетворяет нужды муниципалитета лишь в мизерной части. О какой независимости муниципалитетов в такой ситуации можно вести речь?!

-  На конференции речь шла и о проблемах, связанных с военведом. Упреков в его адрес много, но военвед не принимает кардинальных действий…

-  И здесь уже не срабатывают просто эмоции: ах, как не прав военвед,  нужны кардинальные меры, Вы правы.  Например, своим коллегам я рассказал об истории «с бородой»:  в поселке  Антипиха  нам переданы в оперативное управление военведом жилые дома, социальные объекты, но земля под этими домами принадлежат  не нам, городскому округу.  И мы не можем построить  детский сад или произвести благоустройство, ведь министерство  обороны разрешения не дает.  И у многих такие проблемы. Так, мэр  Новосибирска Анатолий Локоть привел такой пример: конечная остановка маршрутных такси подходит к воинской части, необходимо оформить разворотное кольцо, но это сделать невозможно: земля военведа, хотя она и не используется. В Красноярском крае, Омской области, в других регионах – такие же проблемы. Хотя земля эта никак не используется.  Проблема здесь -  в эффективном использовании земли: не можешь пользоваться, значит, плати за это, как все, налог за землю. Тем более, что требования межевания земель и уплаты земельного налога содержатся в Указах Президента России.

- Сказано на конференции о многом. Но близко ли до практического воплощения всех предложений, которые прозвучали на конференции?

- Думаю, что –то удастся решить, дело во времени, обозначенные проблемы объективны и  есть люди, умеющие их решать. В Государственной Думе сегодня много представителей местного самоуправления . В общественном совете при Президенте страны и Председателе Совета Федерации  работают и влиятельные  представители Ассоциации Сибирских  и Дальневосточных городов, среди них  Владимир Городецкий, Александр  Соколов, Анатолий Михалев, многие другие Члены АСДГ. Тем более,  что в резолюции конференции есть конкретные предложения,  как укрепить  позиции местного самоуправления,  названы конкретные ведомства и структуры,  которые обязаны принять соответствующие меры. И об этом мы поговорим в следующий раз.

Беседовала Лариса Семенкова, пресс – секретарь Главы городского округа «Город Чита»

← ПредыдущаяСледующая → Назад