Дума городского округа Город Чита

Дума городского округа "Город Чита"
Официальный сайт

наш твиттер добавить в избранное
Анонс
Актуально
14.06.2019
8 сентября 2019 года состоятся выборы депутатов Думы городского округа «Город Чита» седьмого созыва .Решение Думы
14.06.2019
Цель - определение прав граждан на получение жилых помещений. Решение Думы
14.06.2019
Где горожане могут ознакомиться с муниципальными правовыми актами? О решении Думы
14.06.2019
В действующий бюджет Читы внесены коррективы
14.06.2019
Дума утвердила отчет об исполнении бюджета Читы в 2018 году
10.06.2019
«Дарить хорошее настроение – всегда радость».
7.06.2019
О пороговых значениях размера доходов. Заседание профильного комитета Думы
7.06.2019
О перечне мест для официального обнародования муниципальных правовых актов. Решение комитета.
7.06.2019
«О назначении выборов депутатов Думы городского округа «Город Чита» седьмого созыва. Решение комитета
5.06.2019
На публичных слушаниях обсужден отчет об исполнении бюджета Читы за 2018 год
Объявления
26.11.2018
О бесплатном пункте подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Генеральный план городского округа «Город Чита»
20.06.2012
Ссылка

Местное самоуправление: проблемы и пути решения

29.04.2019

      «Совершенствование системы и повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Забайкальском крае: проблемы и пути решения».
      Так называлась Всероссийская научно – практическая конференция, которая состоялась в ЗабГУ. Своими размышлениями о проблемах в деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения с участниками конференции поделился заместитель председателя Думы городского округа «Город Чита» Александр Зенков.
      Основные тезисы выступления предлагаем вашему вниманию.

О концепции развития МСУ

      Уверен, что сегодня необходимо приложить немалые усилия по совершенствованию системы местного самоуправления.
      Основная проблема в том, что до сих пор нет четко обоснованной концепции развития местного самоуправления, несмотря на то,что сушествует государственная стратегия развития, основная цель которой – формирование необходимых и достаточных условий для комплексного и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, развития местных сообществ и гражданского общества. На мой взгляд, не только для нашего города, но и многих других российских муниципалитетов характерна такая проблема: есть люди, готовые работать на благо развития своей малой родины, но нет, прежде всего, финансово-экономических ресурсов для этого.
      В 2018 году в послании Федеральному Собранию Президент России так сказал о местном самоуправлении: «Очень многое зависит от местных властей, от их профессионализма, открытости передовым идеям и готовности откликаться на запросы людей». Сказал, что обновление системы местного самоуправления – главный из приоритетов. Об этом, как известно, говорилось и в так называемых майских указах восьмилетней давности.
      Но разве возможны обновление местного самоуправления, его развитие, укрепление без решения главного вопроса – перераспределения межбюджетных отношений, того, чтобы сделать их справедливее и честнее по отношению к местному самоуправлению?!

О финансовой основе местного самоуправления

      Представители муниципальных образований озабочены тем, что в последние годы появилась тенденция относить местное самоуправление к нижнему уровню власти, которую необходимо «встраивать» в управленческую вертикаль, при этом забыв о финансировании. Однако и Европейская хартия, и Конституция РФ требует самостоятельности МСУ.
      Эффективное социально-экономическое развитие муниципальных образований зависит от многих факторов и, в первую очередь, от уровня их финансовой самостоятельности. В настоящее время у органов местного самоуправления отсутствуют стимулы для социально-экономического развития муниципальных образований и расширения их собственной доходной базы, поскольку основная доля налогов, собираемых на территории того или иного муниципального образования, поступает в бюджеты других уровней.
      Можно говорить в отношении нашего города несправедливости в распоряжении субъектом Федерации землями, государственная собственность на которые не разграничена. Они до сих пор не переданы городу, отсюда существуют проблемы в уборке этих территорий и другие. Или взять, к примеру, средства, сэкономленные по итогам проведения аукционов, они просто минусуются из дотаций муниципалитета. Заработанные средства муниципалитетами самостоятельно снимают с дотаций, это характерно не только для городов Забайкальского края, но и других, в частности, города Томска.
      По-прежнему, сохраняется ряд проблем:
      - значительные диспропорции в распределении (разграничении) финансовых полномочий между федеральным центром, субъектом РФ и муниципальными образованиями;
      - постоянное сокращение самостоятельности органов местного самоуправления в расходовании бюджетных средств ;
      - продолжающаяся централизация доходных источников федерального уровня в бюджетах субъектов РФ в ущерб бюджетам муниципальных образований;
      - увеличение муниципального долга;
      - нехватка квалифицированных кадров, необходимых для исполнения вопросов местного значения, а так же для ведения бюджетной отчетности в муниципальных образованиях на уровне поселений (заработная плата 18-20 тысяч рублей).
      Не обеспечено соответствие между размером расходных обязательств муниципальных образований по решению вопросов местного значения и объемом источников доходов, закрепляемых за местными бюджетами. Основной объем доходов бюджетов городских округов и муниципальных районов в соотношении 34,4% и 43,9%, остальное ,соответственно, приходится на субвенции (на основании данных Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов). Столь высокий уровень этого показателя обусловлен делегированием государственных полномочий на местный уровень, хотя основная цель органов местного самоуправления – решение вопросов местного значения, а не исполнение возложенных на них государственных полномочий.

О доходной части муниципального бюджета

      Анализ доходной базы бюджетов муниципальных образований выявляет следующие проблемы:
      1. Значительное снижение объемов налоговых доходов, связанное с перераспределением НДФЛ в пользу бюджетов субъектов РФ.
      2. Тенденция снижения объемов налоговых поступлений за счет уменьшения доходов от аренды муниципального имущества, приватизации и продажи земельных участков в связи с реализацией в предыдущие периоды наиболее ликвидных объектов.
      3. Остро встает вопрос увеличения объема муниципального долга, который увеличился в 3,4 раза по сравнению с показателями 2006 года (тогда в городе Чите вообще долгов не было).
      Крупные города – центры субъектов РФ – требуют особого подхода к проведению бюджетно-налоговой политики (поскольку здесь ,по существу, сосредоточена вся экономика субъекта, кадровый потенциал, вся инфраструктура жизнедеятельности субъектов). Причем, надо учитывать их специфику и роль в экономике страны, а также обширные потребности регулирования социально-экономического развития их территорий. В сфере бюджетно-налоговой политики, межбюджетных отношений необходимо применение дифференцированного подхода, учитывающего потенциал муниципалитетов. На площадках Законодательного собрания находится 9 Законодательных инициатив Думы городского округа ,в том числе, и предусматривающих более справедливое для муниципального бюджета перераспределение налоговых поступлений, но должного понимания у наших вышестоящих коллег мы так и не находим.
      Уверен, что столицам субъектов необходимо придать особый статус в списке местного самоуправления, выделив их в отдельную группу муниципальных образований с расширенным кругом полномочий, а так же бюджетных возможностей (доходных источников местных бюджетов).
      Сегодня бюджеты муниципальных образований только на 2/3, а то и в меньшем размере, обеспечены ресурсами. Иными словами, степень нежизнеспособности местных бюджетов становится очевидной.
   

Пути решения проблем

      В направленной в Законодательное Собрание Забайкальского края инициативе Дума Читы предлагает пересмотреть нормативы отчислений в пользу муниципалитетов:
      1) налог на доходы физических лиц с 15 до 20% (дополнительные поступления 403,5 млн.руб.);
      2) налог на имущество организаций - по нормативу 10 % (дополнительные поступления 419,5 млн.руб.);
      3) транспортный налог – по нормативу 50% (дополнительные поступления 126 млн.руб.);
      4) налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – по нормативу 50% (дополнительные поступления 494,8 млн.руб.);
      Это могло бы дать возможность поддержать муниципалитеты и увеличить их доходы. Депутаты Законодательного Cобрания даже не стали рассматривать этот вопрос, по формальным основаниям убрав его из повестки.

О правах и обязанностях местного самоуправления

      В последнее время роль субъектов РФ в вопросах организации местного самоуправления еще более возросла. Во многих субъектах РФ идут процессы фактического отстранения органов МСУ от регулирования отраслей социальной сферы на муниципальных территориях (здравоохранение, социальная поддержка, опека и попечительство). В связи с перераспределением полномочий город потерял более 1 млрд. руб. Активно обсуждается вопрос передачи в ведение субъектов РФ системы школьного образования.
      Органы местного самоуправления по-прежнему отстранены от участия в оценке кадастровой стоимости земельных участков в населенных пунктах, а судебные органы по заявлениям землепользователей в массовом порядке снижают стоимость. Так, город Чита за последние годы потерял 2 млрд.руб. от кадастровой стоимости земли.
      В сфере благоустройства дворов и содержания дорожной системы муниципалитеты стали заложниками нерационального распределения полномочий между уровнями власти. Органы местного самоуправления обязаны решать вопросы, связанные с благоустройством дворов, но не имеют права в соответствии с законодательством собирать штрафы за парковку автотранспорта на газонах и детских площадках. Также, к примеру, муниципалитет не вправе устанавливать штрафы для автовладельцев – это полномочия федеральной власти.
      Сложно на основании не только этих примеров, но повседневной практики в решении других вопросов, говорить о самостоятельности местного самоуправления, практически речь идет, еще раз подчеркну, о «встраивании» в вертикаль власти, причем, без должных финансовых ресурсов для выполнения обязательств местного самоуправления перед горожанами.
      Для решения обозначенных проблем необходимо принятие решений на уровне комитетов Государственной Думы РФ и министров, Правительства РФ. А для разработки изменений в Закон о межбюджетных отношениях Забайкальского края требуется создать рабочую группу.
      Так или иначе, давно назревшие вопросы требуют решения без откладывания в долгий ящик.

Александр Зенков, заместитель председателя Думы городского округа «Город Чита»

← ПредыдущаяСледующая → Назад