Дума городского округа Город Чита

Дума городского округа "Город Чита"
Официальный сайт

наш твиттер добавить в избранное
Анонс
17.11.2017
Заседание Думы городского округа "Город Чита" 23.11.2017
28.08.2017
План календарных мероприятий, проводимых Думой городского округа в ноябре 2017 года
Актуально
17.11.2017
Предстоит формирование нового состава Избирательной комиссии городского округа
17.11.2017
Отчет о подготовке к зиме депутаты признали неудовлетворительным
17.11.2017
Как расходуются средства Дорожного фонда? Итоги контрольной проверки
17.11.2017
В План социально – экономического развития и действующий бюджет внесут изменения
10.11.2017
Пока не грянул гром. Депутаты профильного комитета обсудили проблемы содержания газового оборудования.
8.11.2017
Екатерина Гласкова: «Все мы братья – земляне»
7.11.2017
День народного единства в Чите. Театральная площадь. Фоторепортаж.
2.11.2017
На Кубок Главы городского округа «Город Чита»
1.11.2017
Пилотный проект «Доступная поликлиника» стартовал в Чите
31.10.2017
Глава городского округа "Город Чита" Анатолий Михалев встретился с общественным активистом Николаем Лихановым
Генеральный план городского округа «Город Чита»
20.06.2012
Скачать

Цель – укрепление местного самоуправления

26.10.2010
      «Задачи представительных органов местного самоуправления Сибири и Дальнего Востока на современном этапе». В конференции Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов  на эту тему, проходившей во Владивостоке 21, 22 октября,   принял участие председатель Думы городского округа «Город Чита» Александр Зенков. О  том, что он предложил для размышления коллегам, Александр Петрович делится с нашими читателями.
      - Прежде всего, не могу не поделиться своими впечатлениями о Владивостоке, - говорит Александр Зенков. – В 2012 году здесь состоится большая встреча Азиатско- Тихоокеанского экономического сообщества, и правительство  направляет более 200 миллиардов рублей для дальнейшего развития и строительства этого крупного города – порта. Повсюду – строительные  краны и леса,  новостройки, радующие глаз своей индивидуальностью, красотой.  Особенно поразил  строящийся мост на остров Русский. Высота его пилонов  - 250 метров, протяженность пролета –более одного  километра. Владивосток сегодня напоминает ударную стройку, где бок  о бок  трудятся  добровольцы из разных уголков не только России, но и СНГ. Что очень важно – общаясь с жителями Владивостока , я редко слышал неодобрительные оценки действиям местной власти в отличие от впечатлений прежних моих посещений города. Во многом это удалось, судя по выступлениям во время конференции, более тесному, плодотворному сотрудничеству , в отличие, опять же, от прежних лет, Думы с исполнительной властью. И это правильно: если действовать разобщенно, конфликтовать,  ничего хорошего не получится, взять горький опыт  некоторых городов.. В итоге ведь страдают горожане, а  власть призвана, напротив, делать все необходимое для создания нормального социального микроклимата в городе, повышения качества жизни вверенных нам людей. Взаимоотношения представительных и исполнительных органов необходимо строить на принципах единства целей и задач в обеспечении жизнедеятельности населения, конструктивного взаимодействия,  а не политической борьбы, - с этого я и начал своей выступление, ссылаясь на опыт работы органов местного самоуправления Читы.
      - Сегодня много говорится  о необходимости рационального использования бюджетных средств, о том,  чтобы органы местного самоуправления  выходили на самообеспечение.  Требовать проще,  учитывать реальность – сложнее…
      - В действующем правовом поле, действительно,  это далеко не всегда осуществимо даже в городских округах – региональных центрах,  каким является и город Чита. Реальная самостоятельность органов местного самоуправления для полноценного решения вопросов местного значения так и не сложилась. 
      По-прежнему зачастую невозможно провести четкую грань между вопросами местного значения и полномочиями региональных властей (например, в здравоохранении в части оказания по сути высокотехнологичной медицинской помощи или в сфере жилищно-коммунального хозяйства – в части возмещения межтарифной разницы за счет муниципального бюджета).  А введение в декабре 2006 года права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, окончательно стерло границу между вопросами местного значения, государственными полномочиями и «некими» новыми правами муниципальных органов. 
      За счет собственных средств бюджета городского округа по сей день финансируются школа-интернат, детский сад для слабослышащих детей, отделение гемодиализа, питание детей в школах. Финансирование   большинства собственных расходных обязательств вынужденно происходит по остаточному принципу. 
       - Сложная ситуация складывается с предоставлением органами местного самоуправления мест в детских дошкольных учреждениях: в Чите, например,  сегодня реально нуждается в детских садах восемь  тысяч малышей . Вас, насколько мне известно, поддержали в этом коллеги из других городов?
      - Не только поддержали, но  и проголосовали за наше предложение: разработать федеральную целевую программу по строительству детских дошкольных учреждений с вовлечением средств федерального, региональных и местных бюджетов. Взять пример нашего города-  для решения проблемы требуется построить на территории городского округа «Город Чита» около 60 новых детских садов. Учитывая то, что строительство одного детского дошкольного учреждения обходится бюджету городского округа «Город Чита» примерно в 150 млн. рублей – это непосильная ноша. Тем не менее,  задача требует решения и по мнению премьер-министра Владимира Путина путем возврата муниципалитетам перепрофилированных ранее детских садов, строительства новых детских учреждений и внедрения частного бизнеса в указанную сферу. Органы местного самоуправления без помощи из федерального бюджета не смогут  сдвинуть данную проблему с мертвой точки .Кстати, как прозвучало во время конференции, удачно решается проблема с передачей бывших детских садов снова  для дошкольного образования  в Комсомольске –на Амуре. 
      - Объем собственных налоговых доходов не может обеспечить финансовую самостоятельность местных бюджетов. С другой стороны, неоправданно жесткие  ограничения самостоятельности распоряжения бюджетом муниципального образования при наличии признаков дотационности порождают иждивенческие настроения…
      - Именно поэтому в докладе я говорил о необходимости  поддержки на всех уровнях инициатива ВСМС по монетизации или устранении налоговых льгот по местным налогам.     Перспективным могло бы стать закрепление за местными бюджетами отчислений части налога на прибыль, транспортного налога, а в будущем – введение налога на недвижимость, но не в качестве источников, приравненных к дотациям из вышестоящих бюджетов, а постоянно закрепленных собственных доходов местных бюджетов. Необходимо переориентирование межбюджетных отношений с выравнивающего на стимулирующих характер. Методики выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований должны утверждаться не на региональном, а на федеральном уровне, что позволит избежать субъективизма региональных властей  в  расчетах. В итоговый документ  конференции вошло еще одно предложение читинских депутатов: рекомендовать  Правительству РФ ускорить работу по подготовке и внесению в Государственную Думу РФ проектов законов о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части устранения федеральных налоговых льгот по местным налогам. Несправедливо, если детские сады платят земельный налог, а такие крупные монополисты как ОАО «РЖД», энергетики , -нет. 
      - Понятно, что обсуждение задач представительных органов на современном этапе не могло обойтись без темы ЖКХ, изношенность жилищного фонда – проблема практически всех городов и поселений.   На чем Вы сделали акцент ?
      - Реформа ЖКХ привела к активному росту количества управляющих организаций, Однако о развитии конкуренции в этом сегменте рынка говорить пока рано. Отсутствие четкой законодательной регламентации деятельности по управлению многоквартирными домами, единых стандартов качества  и правил профессиональной деятельности в данной отрасли, порядка ценообразования жилищных услуг приводит к формальному подходу к созданию таких организаций, необоснованному росту платы за жилищные услуги, появлению многочисленных случаев некачественного предоставления услуг и злоупотреблений. Перед органами местного самоуправления  стоит задача навести порядок в сфере предоставления жилищных услуг и принять необходимые меры по обеспечению предоставления качественных жилищных услуг за адекватную цену. Думаю, нам надо в своей практике использовать опыт Думы Владивостока: приглашать на думские заседания руководителей управляющих компаний, не выполняющих свои обязательства перед горожанами. Критика и публичное осуждение, как известно, - самое острое оружие.
      - Выходом может стать развитие навыков самоуправления в ТСЖ,  ЖСК, ЖК?  
      - Отчасти, и мне в данном случае понравилось выражение вице –президента АСДГ Роальда  Бабуна, который ТСЖ охарактеризовал как «коллективизация жилищного хозяйства». Но развитие самоуправления - это полдела. Без резкого повышения ответственности всех управляющих компаний посредством объединения их в саморегулируемые организации с режимом материальной ответственности  успехов в развитии ЖКХ ждать не придется. 
      В Забайкальском крае в декабре 2009 года уже создана и активно работает саморегулируемая организация управляющих организаций «Забайкалье», объединяющая более 70% рынка города Читы. Необходимо их законодательное закрепление, поскольку пока отсутствует обязательность участия управляющих компаний в СРО, которые смогут жестко контролировать исполнение своими членами обязательств перед потребителями их услуг, а в случае неисполнения – полностью возмещать ущерб через компенсационный фонд или обязательное страхование. 
      Дополнительную нереализуемую обязанность возложил на органы местного самоуправления Федеральный закон «О теплоснабжении», согласно которого организация обеспечения надежного теплоснабжения, в том числе в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств.  Ведь органы местного самоуправления не имеют реальных рычагов влияния на коммерческие теплоснабжающие организации – чаще всего монополисты - с московскими акционерами.  
      Еще раз подчеркну, обозначенные проблемы требуют решения, прежде всего, на федеральном уровне.
      И только после этого проводимая ежегодно оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в соответствии с одноименным Указом Президента РФ от 28апреля .2008 года  позволит объективно выявить  муниципальные образования, достигшие в рамках единых возможностей наилучшие и наихудшие результаты. А органы государственной власти вместо массированного запроса всевозможной информации и требований формального соблюдения законодательства, своевременно смогут применить соответствующие административные рычаги в интересах дела, коим является обеспечение качественных муниципальных услуг для жителей  нашей страны.   
      Беседовала Лариса Семенкова, пресс –секретарь Думы городского округа «Город Чита».
      Фото автора.
← ПредыдущаяСледующая → Назад