Дума городского округа Город Чита

Дума городского округа "Город Чита"
Официальный сайт

наш твиттер добавить в избранное

Не разрушайте местное самоуправление

21.04.2014
      Мне довелось участвовать в работе пятого, внеочередного съезда Совета мунципальных обращований Забайкальского края и проходившей одновременно конференции Забайкальского отделения ВСМС.  Свое  выступление я посвятил теме  «Муниципальное сообщество: задачи, проблемы, перспективы» . Высказанную политическую  позицию можно назвать откликом на принятый Государственной Думой в первом чтении законопроект о местном  самоуправлении. Этим хочу поделиться с читателями газеты.
 
Удар под корень
 
      Муниципальное сообщество напоминает сейчас растревоженный улей. От Калининграда до Камчатки идут дискуссии об итогах десятилетия реформы местного самоуправления и о том, как двигаться, развиваться  дальше. И это понятно: предлагаемая реофрма местного самоуправления , глубоко убежден, под корень это самое местное самоуправление срубает.
      Об этом читатели уже наслышаны, и все же обращу еще раз ваше внимание на то, что основной удар согласно предлагаемой модели реформирования наносится по крупным городам, в частности,  предлагается огосударствление органов местного самоуправления городов – миллионников и даже всех крупных городов с районным делением, назначение их глав решением конкурсных комиссий руководителями субъектов РФ, упразднение городских представительных органов и создание муниципальных образований в городских районах, создание муниципальных агломераций и др. Предлагается также огосударствление муниципальных районов и преобразование их в территориальные структуры органов государственной власти субъектов РФ. Таким образом, местное самоуправление предлагается сохранить  только на уровне городских поселений, внутри которых нет деления на районы, а также  на уровне районов в крупных городах и  сельских поселений,  где объемы полномочий и финансовые ресурсы крайне ограничены. 
      Муниципальное сообщество России за очень редким исключением  подвергло острой критике  модели реформирования МСУ  в крупных городах с внутригородским районным делением. 
                         
Нарушение Конституции РФ
 
      Положения законопроекта, «навязывающие» четко обозначенную единообразную структуру органов местного самоуправления крупных городов, напрямую противоречат статье 12 и ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, согласно которой эта структура определяется населением самостоятельно.
      Предоставление субъекту Российской Федерации права создавать новые муниципальные образования (внутригородские районы) внутри городского округа, то есть, перекраивать границы  территорий осуществления местного самоуправления, противоречит ч.2  ст. 131 Конституции РФ,  ведь   подобное изменение допускается только с учетом мнения населения соответствующей территории, то есть, референдума, публичных слушаний на всех территориях города. 
      Исключаемая законопроектом возможность формирования представительного органа местного самоуправления городского округа с внутригородским  делением и муниципальных районов непосредственно населением на муниципальных выборах противоречат нормам международного права (Международные избирательные стандарты, ратифицированы нашей страной)  и ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, гарантирующей гражданам РФ право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
      В электронных СМИ прошла информация о том, что муниципальным имуществом  согласно новой модели  развития местного самоуправления будет распоряжаться субъект Федерации.  Скажу, что это глубокое заблуждение. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью предоставлено местному населению, проживающему на своей территории. То есть, население является собственником этого общего имущества. Согласно статьи 130 Конституции РФ органам местного самоуправления, избираемым этим населением, гарантируется право управлять муниципальной собственностью, а представительный орган в новой модели сохраняется.       

Сохранить построенное: опыт Читы
          
      Что касается оптимизации структуры органов местного самоуправления, то по опыту нашего города скажу: практикой доказано, что сложившаяся за 10 лет структура себя оправдывает, является, на мой взгляд, оптимально дееспособной для выполнения возложенных на местное самоуправление задач. Итак, это представительный орган муниципального образования, Мэр города Читы – глава муниципального образования, избираемый на муниципальных выборах по мажоритарной системе выборов относительного большинства и возглавляющий исполнительный орган муниципального образования – администрацию городского округа, а также другие органы местного самоуправления: Контрольно – счетная палата и орган регулирования цен и тарифов. В программных статьях «Демократия и качество государства» кроме Мэров, Президент предлагает выбирать всенародно начальника муниципальной полиции, Председателя КСП, - такую линию он провел в   предыдущем  телеобращении к гражданам России . Сегодня настойчиво проводится политика введения института сити-менеджера. Назначение сити –менеджера –это, прежде всего, - еще большее повышение ответственности Губернатора за происходящее в регионе. Сегодня без воли Губернатора сложно построить детский сад, спортивный комплекс, приобрести общественный транспорт, отремонтировать дороги и так далее.  Кандидатура  сити- менеджера довольно часто сменяемая, как показывает опыт последних лет . Законопроект, отменяющий всенародные выборы Мэров, принят Государственной Думой в первом чтении 15 апреля, есть предложение распространить систему избрания глав городов из числа депутатов на все города, вне зависимости от их размера. Внедрение предложенной модели по реформированию местного самоуправления в городском округе «Город Чита» по самым скромным  расчетам обойдётся для городского бюджета в 140 миллионов рублей, для самодостаточной Казани в 400 миллионов и с этими суммами трудно согласиться, был бы толк, ведь средства пойдут на содержание аппарата местного самоуправления. Где взять профессиональные кадры? А ведь все мы мечтаем о бюджетах не выживания, а развития муниципалитетов.
 
О коллегах -селянах
 
      Что же касается сельской местности, то Ассоциация сибирских и дальневосточных  городов  выразила своё мнение о целесообразности сохранения двухуровневой системы муниципальных образований, исходя из роли поселений как основного и наиболее близкого к жителям уровня публичной власти и роли муниципального района, как «сервисной» службы по принципу «поселение -для населения, муниципальный район- для поселения». С учетом этого принципа представительный орган муниципального района целесообразно формировать из глав и других представителей входящих в него поселений. Для сельских поселений 34 полномочия является достаточно обременительной ношей, предлагается сельскому поселению оставить 13, а остальные будут регулироваться районами, что соотносится с реформой.
                       
Надежды- на власть Забайкальского края
 
      «Власть, до которой можно дотронуться рукой». Это  определение сущности местного самоуправления можно  осуществить без революциооных перемен, насаждние новой модели обсутроства местного самоуправления. Например, увеличением числа депутатских мандатов. При этом на основе личного практического опыта могу сказать, что 30 депутатов с населением города в 320 тысяч человек , где 240 тысяч избирателей,   вполне достаточно, активные горожане знают своих депутатов, не только в лицо ( во всяком случае лучше, чем участкового), но и работают с ними. А кому из горожан нет дела до городских и  собственных проблем, то насильно мил не будешь.
      Поскольку преобразование городских округов в городские округа с внутригородским делением будет осуществляться законами соответствующих субъектов Российской Федерации, то обращаюсь к депутатам Законодательного Собрания , к Губернатору Забайкальского края взвешенно подойти к  принятию поправок к региональному закону о выборах.
      Важно отметить:  законопроект « не решает ключевую проблему – перечень вопросов местного значения, носящих в законопроекте общий характер», низкий уровень и финансовой обеспеченности ( в прошлом году самая низкая бюджетная обеспеченность среди муниципальных районов Забайкальского края была в городе Чите). Предлагаемая модель реформирования местного самоуправления не предусматривает выделение дополнительных средств для осуществления органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей перед населением и  не создает условия для решения социально –экономических проблем  вверенных власти людей. Необходима существенная корректировка федерального законодательства о местном  самоуправлении, но без разрушения его базовых основ и принципов.  Местному самоуправлению нужны четко сформулированные полномочия, подкрепленные законодательно прописанными источниками финансирования. 
      Крепость, устойчивость,  государственность России основывается не только на огромных мегаполисах, а прежде  всего, на нас с вами, многочисленных , в том числе,  отдаленных  от федерального центра городах, районах и поселениях. И стоит ли этот фундамент России расшатывать, а то и вовсе ломать? Позвольте выразить надежду, что этого не произойдет. Еще не поздно услышать говорящую устами мунипального сообщества Россию, учесть коллективное мнение в федеральном законопроекте второго чтения. 
 
      Александр Зенков, председатель забайкальского регионального отделения ВСМС, председатель Думы городского округа «Город Чита»
      Фото Ларисы Семенковой
← ПредыдущаяСледующая → Назад