Дума городского округа Город Чита

Дума городского округа "Город Чита"
Официальный сайт

наш твиттер добавить в избранное
Анонс
8.12.2017
Заседание Думы городского округа "Город Чита" 14.12.2017
8.12.2017
О работе медицинских учреждений в праздничные и выходные дни
6.12.2017
Сообщение о приеме предложений по кандидатурам членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в состав избирательной комиссии городского округа "Город Чита"
24.11.2017
План календарных мероприятий, проводимых Думой городского округа в декабре 2017 года
Актуально
11.12.2017
Что год грядущий нам готовит? Бюджет Читы на 2018 обсудили участники публичных слушаний
8.12.2017
Внимание – безопасности газового оборудования. Обсуждение проблемы продолжено
8.12.2017
И снова о наружной рекламе. Заседание профильного комитета
8.12.2017
Навстречу побратимским связям
8.12.2017
Осторожно: грипп. Памятка для населения по профилактике заболевания
29.11.2017
На публичных слушаниях обсудили предстоящую корректировку Устава Читы
27.11.2017
Чита – город молодых
24.11.2017
Предстоит формирование нового избиркома
24.11.2017
Об исполнении бюджета Читы за 9 месяцев 2017 года
24.11.2017
Внимание – сфере образования
Генеральный план городского округа «Город Чита»
20.06.2012
Скачать

      На основе Городового положения 1870 года, утвержденного Александром II, создавалась и действовала первая городская Дума.
      Законодательное регулирование основ городского самоуправления в дореволюционной России стало возможным с изданием Городового положения от 16 июня 1870 года. Некоторые коррективы в него внесло Городовое положение 1892 года. Первые выборы гласных в Читинскую городскую думу были проведены в 1875 г. Из 271 обывателя, имеющего недвижимую собственность, избирательным правом воспользовались 65 человек. В результате проведённых выборов в состав Читинской городской Думы вошли 30 гласных. На первом заседании Читинской городской Думы, состоявшемся 30 ноября 1875 г., по распоряжению № 6251 от 27 ноября 1875 г. военного губернатора Забайкальской области на законном основании по городовому положению 1870 г. было объявлено об открытии в г. Чите новых городских учреждений - городской Думы и городской управы, как органов городского самоуправления Российской империи. Городская дума состояла из определённого числа гласных и председательствующего головы. В должности председательствующего городского головы первого состава городской думы состоял Иван Николаевич Замошников. С 1896 г. решение вопросов о выборе должностных лиц городского общественного управления и назначении им содержания проходило под председательством избранного из гласных председателя Думы. На городское общественное управление было возложено заведывание капиталами и имуществом города, попечение о внешнем его благоустройстве, об обеспечении городских жителей продовольствием и медикаментами, о помощи бедным и других видах благотворительности, о предотвращении пожаров и других стихийных бедствий, о развитии народного образования и науки, местной промышленности и торговли. Городское управление решало вопросы размещения капитала города в кредитных учреждениях, обращения его части в процентные бумаги. Средства городской кассы по решению Думы направлялись на развитие народного образования, строительство, ремонт и содержание городских зданий и сооружений (зданий образовательных учреждений и военного ведомства, больниц, банков, водоотводных и берегозащитных сооружений, мостов, артезианских колодцев, для снабжения населения водой, на организацию медицинской части и снабжение населения медикаментами и продовольствием, поддержание санитарного состояния, замощение улиц, площадей и озеленение города, благотворительность, выплату стипендий от города за обучение в образовательных учреждениях города и в высших учебных заведениях других городов, выплату пособий арестантскому детскому приюту, образовательным учреждениям, городским служащим и частным лицам; на организацию борьбы с эпидемиями сыпного тифа, холеры, дизентерии, скарлатины, эпизоотии (широкое распространение заразных форм болезни животных) и предупреждение этих заболеваний. Обязательными для города были расходы на полицию при периодически увеличивающихся её штатах, пожарную часть, воинский постой, устройство арестантских помещений при полиции, содержание городского общественного управления и Сиротского Суда, отопление и освещение тюрьмы. Эти расходы имели тенденцию к постоянному повышению и были крайне обременительными для города. Для пополнения городской кассы устанавливались и взимались сборы:
- оценочный с недвижимости;
- с документов на право торговли и промыслов;
- с трактирных заведений, гостиниц и харчевен;
- с извозного и перевозного промыслов;
- с лошадей и экипажей частных лиц и велосипедов;
- с собак;
и косвенные (второстепенные):
- за клеймение мер и весов:
- с аукционных продаж;
- со свидетельства контрактов, договоров и векселей и
протест их:
- за убой скота на городской скотобойне.
      Непредвиденные доходы были представлены в виде пожертвований частных лиц. С 1892 г. взимание первых трёх сборов признавалось обязательным. По причине недостаточной доходной части смет Дума устанавливала в законодательном порядке новые виды и размеры сборов, такие как: за места на площадях и улицах; больничный; попудный; с крылец подъездов и прорабатывала способы их взимания.
      Городская Дума решала вопросы взыскания и сложения недоимок, отсрочки и рассрочки платежей в доход города, штрафов и неустоек по ним. Назначала и утверждала: аукционные продажи участков городской земли под сенокос, огородничество, выгул скота, строительство домов и предприятий, городских зданий и помещений, мест торговых лавок, городских и сенных весов, подрядов на различные виды работ по городу, относящихся к так называемым, городским предприятиям.
      К городским предприятиям относились: чистка и содержание зимних прорубей, городской скотобойни и земской квартиры, санитарные ассенизационные работы по очистке города, строительство, перенос и ремонт городских зданий, помещений и сооружений, перевоз через р. Ингоду, поставка продовольствия и дров для городской больницы, подвоз нижних чинов, новобранцев (воинская повинность) и арестантов.
      По решению Думы участки городской земли продавались с торгов частным лицам и различным ведомствам в арендное пользование на время действия этого предприятия, во временное пользование с определением срока аренды, в вечное владение, пожизненное.             Надзор за санитарным состоянием города осуществлялся через санитарных попечителей из домовладельцев. За свалкой нечистот по берегам рек и пригороду - через санитарных объездчиков по найму, за организованными местами свалок - через санитарных смотрителей. За охраной правопорядка и противопожарного состояния города - через десяточный ночной караул из его жителей. За противопожарной охраной лесов, дач и огородов - через лесных объездчиков по найму, за строительством зданий образовательных учреждений - через почетных смотрителей, назначаемых Думой.
      Городская Дума занималась проверкой финансовой деятельности учреждений, находящихся под опекой общественного управления. Проявляла заботу о внешнем облике города и его освещении в ночное время. В ведении думы находился отвод городских зданий, покупка новых и аренда частных домов под размещение городских образовательных, общеполезных и военного ведомства учреждений. Участки земли под строительство отводились строго по разработанному плану города с утверждением проектов объектов строительства.
      Экстренные заседания были чаще посвящены выработке мероприятий по предупреждению и борьбе с эпидемиями и эпизоотией и ликвидации последствий эпизоотии в городе. Представители от города принимали участие в выставках и работе различных общероссийских съездов, совещании о путях сообщения в г. Иркутске и празднованиях в г. С-Петербурге. Городская Дума принимала участие в разработке кондиций (технических условий) на предлагаемые городу услуги. Занималась составлением проектов концессионных договоров, в частности, концессии (договора о передаче в эксплуатацию на определенный срок предприятий и хозяйственных объектов) на электроосвещение города с фирмой "Н.П. Поляков и К"".
      На заседаниях обсуждалась работа городской аптеки и городского сада Жуковского, санитарное состояние городской скотобойни, санитарные нарушения в работе скотобойни торгового дома "Бадмаев и К"", конфликт с военным ведомством о самовольной вырубке леса, строительство доходного дома Древновского. Городская дума устанавливала цены на мясо и хлеб, лесные материалы, доставку воды, таксу для легковых и ломовых извозчиков, тариф на электроэнергию. Ежегодно Дума определяла число погребов и питейных заведений, их месторасположение в городе и акциз за право содержания трактирных заведений. Городские здания были застрахованы от огня и других бедствий в обществе взаимного страхования.
      Городскому управлению предоставлялось право ходатайства о местных пользах и нуждах, оно принимало участие в издании обязательных постановлений, касающихся организации торговли, ветеринарии и санитарии, предоставления услуг частными лицами и определяющих таксу за них, противопожарных мер, благоустройства города.
      Для ближайшего заведывания отдельными отраслями хозяйства и управления Дума избирала из состава гласных особые исполнительные (городские) комиссии. Эти комиссии были одновременно и подготовительными. На протяжении всей деятельности Думы названия комиссий и их численность претерпевали изменения. В 1917 г. они представляли собой следующий перечень:
- продовольственная;
- ревизионная;
- финансово-бюджетная;
- охраны труда;
- школьная;
- безопасности;
- смешанная;
- санитарная;
- техническо-строительная;
- юридическая;
- земельно-лесная;
- торговли и промыслов;
- призрения и благотворительности.
      Городская Дума избирала из своего состава исполнительный орган - городскую Управу. Городская Управа состояла из председательствующего городского головы, двух членов управы, заступающего на место городского головы члена управы и городского секретаря.
      Административное утверждение требовалось только для городского головы и заступающего место городского головы (замещающего по должности) члена Управы. С 1892 г. административное утверждение требовалось для всех должностных лиц, избираемых думой. В случае неутверждения вакантные должности замещались по назначению губернатора и министра внутренних дел. Городской голова возглавлял и Думу и городскую Управу, координируя работу этих учреждений. Должностные лица городского управления подвергались дисциплинарным взысканиям и ответственности за преступления по суду. По мере роста населения города с 1875 г. и на основании городовых положений 1870 и 1892 гг. при колеблющейся численности гласных от 20 до 43 Дума проработала до 1917 г.
      В 1917 г. Иркутским областным комитетом Всероссийского союза городов была принята резолюция о реорганизации городских самоуправлений. Реорганизация предполагала пополнение существующего состава гласных до производства новых выборов городского самоуправления на следующее четырехлетие представителями общественных организаций и национальностей, которые до настоящего времени были лишены права выборов, следовательно, и участия в городском самоуправлении. Постановлением собрания от 18 марга 1917 г. Читинская городская Дума утвердила реорганизацию Читинского городского самоуправления с целью обновления своего состава. В окончательно обновлённом составе с представителями от граждан посёлков в количестве 84 гласных Дума проработала до новых выборов, состоявшихся 23 июня 1917 г. По результатам этих предпоследних выборов в состав Думы вошли 68 гласных из представителей всех классов городского населения и политических фракций: социал-революционеров; социал-демократов: народной свободы и трудовой-социалистической.
      В феврале 1918 года власть в Чите перешла в руки большевиков. А к маю 1918 года в основном закончился процесс создания в области Советов. Создание Советов сопровождалось ликвидацией прежних органов самоуправления. 5 апреля Читинский Совет распустил Городскую Думу, а ее функции передал Совету городского хозяйства во главе с большевиком И.В. Резниковым. Однако уже к августу ситуация в Сибири изменилась. 26 августа 1918 года Чита оказалась занятой казаками Титовской станицы, подчиняющимися Г.М. Семенову. В этот же день состоялось заседание членов ранее распущенных Городской Думы, городской Управы, областной и уездной земских Управ, объявивших о создании Временного органа власти. К концу 1920 года Забайкальем вновь овладели советские войска. А 6 апреля 1920 года по указанию Советского правительства была провозглашена формально независимая Дальневосточная республика (ДВР). 25 октября из Верхнеудинска в Читу переехало правительство ДВР. 12 февраля 1921 года приступило к работе Учредительное собрание ДВР в составе 381 депутата. Началось активное формирование системы органов управления республикой. Город стал столицей огромного буферного государства.
      Уникальность республики заключалась в ее управлении, то есть Учредительном собрании, куда входили большевики, кадеты, меньшевики и эсеры. Москва сохраняла полный контроль над вооруженными силами и внешней политикой ДВР. Фактически Учредительное собрание вынуждено было заниматься только вопросами внутренней политики и местного самоуправления, тем самым, вписав в историю местных органов власти одну из самых ярких страниц.
      7 ноября 1922 года ДВР прекратила свое существование. Забайкальская губерния стала частью Дальневосточного края, вошедшего в состав РСФСР. Главной политической задачей новых властей стало проведение выборов в местные Советы. В 1923 году в Забайкальской губернии прошли первые после вос¬становления Советской власти выборы в местные Советы рабочих, казачьих и крестьянских депутатов в городах и селах.
      14-15 апреля 1923 г. был избран Читинский городской Совет, из 99 депутатов которого 84 были членами партии большевиков. Председателем исполкома Читинского горсовета стал Назар Ефимович Широких. Первые постановления горсовета касались решений о налоге с плакатов, афиш и световых реклам, об установлении контрольных лампочек для борьбы с преступностью.
      С этого времени и до ноября 1991 года представительные органы города Читы входят в систему Советов депутатов трудящихся, Советов народных депутатов.
      Новые органы власти под руководством партийной организации вплотную занялись самыми насущными делами: восстановлением разрушенного гражданской войной народного хозяйства, укреплением позиций Советской власти на местах. Необходимым считалась реконструкция горнозаводских, обрабатывающих и промышленных предприятий: сельских хозяйств, решение других практических вопросов. Необходимо было развивать обрабатывающую промышленность. Наиболее трудным делом было восстановление железнодорожного транспорта
      С завершением восстановления народною хозяйства перед трудящимися Забайкалья, как и всей страны, встали новые задачи социалистического строительства. Большое значение имело создание энергетической базы. Значительной реконструкции подвергались уже действующие предприятия, в первую очередь, обслуживающие железнодорожный транспорт, в Чите - прежде всего Главные ремонтные мастерские. Они в 1928 году были преобразованы в паровозовагоноремонтный завод. Читинскому ПВРЗ в 1932 году решением объединенного пленума Читинского горкома партии, горсовета, горпрофсовета и дорпрофсожа было передано Красное Знамя Забайкальской дивизии.
      9-14 июля 1936 г. прошли первые после воссоединения с РСФСР выборы в местные Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в городах и селах Забайкалья. В 1937 году была создана Читинская область. 24 декабря 1939 года прошли выборы в местные Советы депутатов трудящихся, завершившие формирование всей системы высших и местных органов государственной власти.
      После нападения фашистской Германии на Советский Союз ЦК Коммунистической партии и Советское правительство потребовали коренной перестройки всех партийных, общественных организаций. Советов, трудовых коллективов, ориентировать их работу на выполнение призыва ЦК ВКП(б) "Все для фронта! Все для победы!". В Чите развернулось строительство новых предприятий, увеличивалось производство на уже действующих. Большую работу проводили местные Советы, которые проявляли особую заботу о семьях фронтовиков, инвалидов Отечественной войны и труда.
      Интерес к территориальному самоуправлению возрос в начале 60-х годов, когда в партийных документах нашел отражение вывод о Советах как органах государственной власти и местного самоуправления.